Статьи
English version
О компании
История
Руководство
Сотрудники
Разработки
Объекты
Наши публикации
Наши патенты
Контакты
Обратная связь


Обоснованность законодательных требований создания санитарно–защитной зоны предприятий

С.Н.АХМЕДОВ, В.А.КОЗЛОВ

ООО "АЛКОРУС ИНЖИНИРИНГ", г. Санкт–Петербург

 

На основании Закона «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52–ФЗ, в Российской Федерации разрабатываются и действуют санитарно–эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН), которые распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию строящихся, реконструируемых и действующих предприятий. Согласно СанПиН [1], предприятия, являющиеся источниками негативного влияния на среду обитания и здоровье человека, отделяются от зоны жилой застройки санитарно–защитными зонами (СЗЗ). Определяющее назначение СЗЗ – обеспечение снижения уровня воздействия на среду обитания и здоровье человека до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия.

 

Следует отметить, что использование в законодательных и нормативных документах требования о СЗЗ является исключительным явлением, присущим лишь для Российской Федерации. Такое понятие не встречается в законодательных документах других государств.

 

Возникает вопрос о том, насколько для Российской Федерации обосновано присутствие в законодательстве требования наличия санитарно–защитной зоны? Эта дискуссия необходима, так как, с одной стороны, это затрагивает конституционные права граждан РФ на чистую среду обитания, но с другой стороны, это значительное ограничение для свободного предпринимательства и развития промышленного производства. Не пытаясь охватить все аспекты подобной дискуссии, возможно выделить один из самых существенных вопросов технического характера, а именно – включает ли в себя определение санитарно–защитной зоны зависимость от объемов производства предприятий? Продемонстрировать ответ на этот вопрос можно на примере расчетов размеров санитарно–защитной зоны для предприятия по производству первичного алюминия.

 

Согласно пункту 4.1.2 СанПиН [1] «Производство алюминия способом электролиза расплавленных солей алюминия (глинозема)», предприятия по производству алюминия относятся к 1 классу опасности с СЗЗ равной 1000м. Никаких градаций по объемам производства не предусматривается. Зная параметры источников воздействия на окружающую среду от производства первичного алюминия, нетрудно выполнить расчеты о соблюдении значений концентраций загрязняющих веществ в атмосфере не выше 1 ПДК на границе СЗЗ радиусом 1000 м.

 

Для выполнения расчетов рассматривалась соответствующая современному мировому уровню технология производства первичного алюминия с использованием электролизеров с обожженными анодами на силу тока 320 кА, оснащенных системами автоматизированного питания глиноземом и фторсолями, централизованной раздачи глинозема, автоматизированного управления и сухой газоочистки. Мощность завода варьировалась путем изменения количества электролизеров в серии электролиза и количества серий на заводе (табл. 1).

 

 

Таблица 1. Принятая для расчетов производительность заводов

 

Производительность завода, тыс. т в год

 

Количество электролизеров в серии

 

Количество серий

 

Общее количество электролизеров

 

125

 

144

 

1

 

144

 

250

 

288

 

1

 

288

 

500

 

288

 

2

 

576

 

750

 

288

 

3

 

864

 

 

Каждая серия состоит из двух корпусов длиной 1050 м (для завода производительностью 125 тыс. т – 550 м). Серии электролиза оснащены системами сухой газоочистки, которые располагаются в межкорпусных двориках. Кроме того, в составе каждого из заводов имеются литейное отделение, анодно–монтажное отделение, отделение капитального ремонта электролизеров. Цеха обожженных анодов в составе заводов нет.

 

Коэффициент эффективности укрытий электролизеров по улавливанию технологических газов принят 98%, степень очистки уловленных газов по фтористому водороду – 99,3%, по фторсолям – 99,4%.

 

Основными вредными веществами, выбрасываемыми алюминиевыми заводами и определяющими зону загрязнения, являются фтористый водород, фторсоли и диоксид серы. Кроме того, фтористый водород и диоксид серы обладают эффектом суммации, а фтористый водород и фторсоли – эффектом потенцирования с коэффициентом 0,8 [2]. Поэтому, расчет поля максимальных концентраций загрязняющих веществ проводился для определяющих размеры зоны загрязнения и зоны влияния завода группы суммации фтористого водорода и диоксида серы (№ 6039) и группы суммации фтористого водорода и фторсолей (№ 6302).

 

Основными источниками выбросов указанных загрязняющих веществ являются фонари электролизных корпусов и трубы газоочисток. Высота расположения места выхода газов из фонаря принята 25 м, высота труб газоочистки – 70 м. Кроме того, источниками выбросов фторсолей и фтористого водорода являются литейное отделение (фторсодержащие флюсы в миксерах), бункеры фторированного глинозема в системах газоочистки, узел дробления отработанной футеровки в отделении капитального ремонта электролизеров и участок переработки огарков в анодно–монтажном отделении.

 

Расчеты рассеивания выбросов в атмосфере выполнялись с использованием унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы «ЭКОЛОГ», версия 3, разработанной фирмой "Интеграл" на основе ОНД–86. Расчеты проведены для летнего периода, характеризующегося наиболее неблагоприятными условиями для рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосфере. Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, приняты, исходя из предположения, что завод расположен в Ленинградской области России (табл. 2).

 

 

Таблица 2. Метеорологические параметры для расчета

 

Характеристика

Обозначение, размерность

Величина

1.

Коэффициент температурной стратификации атмосферы

А, б/р

160

2.

Коэффициент рельефа местности

h, б/р

1,0

3.

Средняя температура атмосферного воздуха наиболее жаркого месяца

tл, °С

21,6

4.

Средняя температура атмосферного воздуха наиболее холодного месяца

tз, °С

-

12,1

 

Размер расчетного прямоугольника принят 10000 х 10000 м, с шагом расчетной сетки 500 м.

 

В ходе расчетов определялось поле максимальных концентраций загрязняющих веществ в атмосфере вокруг завода и их концентрация на границе санитарно–защитной зоны. Радиус санитарно–защитной зоны определен величиной 1000 м от источников выбросов, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–03 [1].

 

Пример результата расчета поля максимальных концентраций и концентраций на границе санитарно–защитной зоны по группе суммации фтористого водорода и фторсолей для завода производительностью 250 тыс. тонн алюминия показан на рис. 1.

Зависимость величины максимальной концентрации загрязняющих веществ на границе санитарно–защитной зоны от производительности завода показана на рис. 2.

 

Как видно из рисунка, предельная мощность завода, при которой удается выдержать концентрацию вредных веществ на границе нормативной санитарно–защитной зоны, не превышающую 1 ПДК, является 250 тыс. тонн алюминия в год. Если завод, при указанных исходных данных, имеет производительность больше 250 тыс. тонн алюминия в год, необходимо пересматривать границу санитарно–защитной зоны в сторону увеличения. И наоборот, если завод имеет мощность менее 250 тыс. тонн, нет необходимости определять размер санитарно–защитной зоны радиусом 1 км. Размер зоны, на основании данных расчетов, может быть уменьшен. Рекомендуемый радиус санитарно–защитной зоны, в границах которой концентрация загрязняющих веществ не будет превышать ПДК, в зависимости от производительности завода показан на рис. 3.

 

Данные рисунка 3 говорят о том, что для завода мощностью 100 тысяч тонн первичного алюминия в год радиус СЗЗ должен быть около 0,5 км, для завода мощностью 700 тысяч тонн – 2.5 км.

 

Из этого следует, что крупные российские алюминиевые заводы (Братский, Красноярский, Саянский, Иркутский, Новокузнецкий) должны иметь размеры санитарно–защитной зоны существенно больше 1000 м. И, наоборот, небольшие заводы (Надвоицкий, Кандалакшский, Богословский) могут иметь радиус СЗЗ меньше 1000м.

 

Несоответствие количества выбросов загрязняющих веществ, зависящих от объемов производства, и определение размера СЗЗ в СанПиН можно проследить для предприятий металлургического, машиностроительного, химического и других промышленных комплексов.

 

С какой целью создан нормативный документ, имеющий в своей основе технически абсурдную идею?

 

В Российской Федерации пока существует трехступенчатая система разрешений и согласований по техническому перевооружению, реконструкции и новому строительству предприятий [3, 4]. На каждой ступени осуществляются многие десятки согласований с различными полномочными органами, которые потом обобщаются и рассматриваются на региональных Межведомственных комиссиях по размещению производительных сил (МВК).

 

На каждой из трех ступеней самой сложной процедурой является рассмотрение в органах санитарно–эпидемиологического надзора.

 

Принятое в середине 90–х годов демократически–романтическое законодательство исходит из того, что существует презумпция экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности [5]. В подобный формат законодательства очень легко протиснуть подзаконные акты типа обсуждаемого выше СанПиН, в которых ввести удобную для чиновников систему классификации предприятий, которая, по сути, является почвой для коррупции. Размещение предприятий I–II классов на территории промышленной зоны, с заведомо установленным низшим классом предприятий (IV –V классы), уменьшение размеров СЗЗ для предприятий I–II классов, установление размера платежей по нормативам выбросов на границе СЗЗ, размер капитальных вложений на обустройство СЗЗ является предметом особых договоренностей между чиновниками и бизнесом.

 

В противовес этому Европейское законодательство базируется на очень простых принципах:

  • выбросы от организованных и неорганизованных источников определяются инструментальными методами;

  • в качестве базовых нормативов определяются параметры, достигнутые на лучших по техническому оснащению в конкретной отрасли предприятиях;

  • государство, отталкиваясь от достигнутого уровня, устанавливает долгосрочную программу снижения выбросов по результатам инструментальных замеров.

Надо признать неоспоримые успехи Европейских государств в области охраны окружающей среды, которые достигнуты в том числе, за счет понятного и прозрачного законодательства по охране окружающей среды.

 

С юридической точки зрения в РФ уже все сделано для создания новой системы стандартизации, сертификации, соблюдения технических норм. Принят качественный, отвечающий современным требованиям закон «О техническом регулировании» [6]. Во исполнение этого закона распоряжением Правительства РФ №1421–р от 06.11.2004г. утверждена программа разработки технических регламентов на 2004–2006гг., а также перечень руководящих документов Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2005г. [7]. Согласно Закону о техническом регулировании все технические регламенты и стандарты должны быть введены в действие до 2009г. При этом технические регламенты имеют статус закона и должны процедуру принятия в государственной Думе РФ.

 

По состоянию на февраль 2006г. ни одного технического регламента или стандарта не принято. Уже очевидно, что программа за 2004–2005гг. невыполнена.

 

Техническая сложность, надуманное наукообразие, громоздкость – это те инструменты, с помощью которых создаются нормативные акты в области охраны окружающей среды удобные для бюрократии. И все это делается под флагом сохранения среды обитания и здоровья граждан Российской Федерации.

 

 

Список литературы.

 

1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–03. Зарегистрирован в Минюсте РФ 29.04.2003, № 4459.

 

2. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Министерство охраны окружающей среды РФ, С–Петербург, 2000.

 

3. СНиП 11–01–95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (постановление Госстроя России от 17.02.2003 №18).

 

4. СП 11–101–95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" (постановление Госстроя России от 12.07.2002 №86).

 

5. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» №174–ФЗ от 23.11.1995г.

 

6. Федеральный закон «О техническом регулировании» №184–ФЗ от 27.12.2002г

 

7. БЕРГ–КОЛЛЕГИЯ, 2005, №1 (22), с. 26–27

 

АХМЕДОВ С.Н.

КОЗЛОВ В.А.

Рисунок 1. Поле максимальных концентраций группы суммации фтористого алюминия и фторсолей

Рисунок 2. Максимальная концентрация загрязняющих веществ в атмосфере на границе санитарно-защитной зоны (1 км) алюминиевых заводов различной мощности

Рисунок 3. Минимальный расчетный радиус санитарно-защитной зоны алюминиевых заводов различной мощности




designed by

Sagitta


ALCORUS ENGINEERING Ltd,
Copyright ©  2004-2019