Статьи
English version
О компании
История
Руководство
Сотрудники
Разработки
Объекты
Наши публикации
Наши патенты
Контакты
Обратная связь


Международные и российские этапы экологической экспертизы инвестиционных проектов

С.Н.АХМЕДОВ

ООО "АЛКОРУС ИНЖИНИРИНГ"

 

Экологическая экспертиза является одной из основных составляющих реализации инвестиционных проектов. Результаты экологической экспертизы во многом определяют позиции инвесторов и кредиторов относительно участия и финансирования проектов.

 

Инвестиционные проекты предполагают разработку документации в несколько стадий и этапов. Содержание стадий и этапов приведено в работах [1 3]. Имеются различия в определении соотношения стадий и этапов инвестиционного проекта по международным и российским нормам. В таблице 1 приведены стадии и этапы инвестиционного проекта рациональные по мнению автора статьи.

 

 

Таблица 1.

 

 

Этапы инвестиционного проекта в соответствии с международными нормами

 

 

Этапы инвестиционного проекта в соответствии с нормами Российской Федерации

 

1.

 

Прединвестиционная стадия

 

4.

 

Прединвестиционная стадия

 

1.1.

 

Feasibility study(анализ экономической целесообразности)

 

4.1.

 

«Инвестиционный замысел»

 

 

 

4.2.

 

«Технологическое задание» (ТЗ), «Комплексное технологическое задание» (КТЛЗ)

 

 

 

4.3.

 

«Декларация о намерениях»

 

2.

 

Инвестиционная стадия:

 

5.

 

Инвестиционная стадия:

 

2.1.

 

Preliminary engineering (Предварительный инжиниринг)

 

5.1.

 

«Обоснование инвестиций»

 

2.2.

 

Basic engineering (Базовый инжиниринг)

 

5.2.

 

«Технико-экономическое обоснование» (Утверждаемый проект)

 

2.3.

 

Detailed engineering (Детальный инжиниринг)

 

5.3.

 

«Рабочая документация»

 

2.4.

 

Feasibility report (Технико-экономический доклад)

 

5.4.

 

«Бизнес-план»

 

2.5.

 

Изготовление оборудования. Поставка и строительство

 

5.5.

 

Изготовление оборудования. Поставка и строительство

 

2.6.

 

Приемка, пуско-наладочные работы, ввод в эксплуатацию

 

5.6.

 

Приемка, пуско-наладочные работы, ввод в эксплуатацию

 

3.

 

Производственная стадия:

 

6.

 

Производственная стадия:

 

3.1.

 

Освоение проектной мощности

 

6.1

 

Освоение проектной мощности

 

3.2.

 

Адаптация объекта к рыночным условиям

 

6.2.

 

Адаптация объекта к рыночным условиям

 

3.3.

 

Достижение проектных экономических показателей

 

6.3.

 

Достижение проектных экономических показателей

 

 

На каждой стадии инвестиционного проекта требуется проведение исследований и подготовка проектных материалов по вопросам экологического воздействия намечаемого объекта.

 

По международным нормам на прединвестиционной стадии (п.1.1. таблицы 1) определяется в основном экономическая целесообразность инвестиционного проекта. В части охраны окружающей среды определяется необходимость проведения экологической экспертизы. Если требуется экологическая экспертиза, то объект относится к 1 категории, если нет – то ко 2 категории [4].

 

По российским нормам на прединвестиционной стадии рекомендуется разрабатывать следующие документы: «Инвестиционный замысел», «Технологическое задание» (Комплексное технологическое задание), «Ходатайство (Декларация о намерениях)» [5-7].

 

В разрабатываемых документах приводится общая характеристика природных условий, экологической, социальной и санитарно-эпидемиологической обстановки региона, подготавливается общая характеристика загрязняющих веществ, образующихся в процессе производства, проводится оценка вероятности возникновения на объектах аварийных ситуаций, проводится оценка возможных способов утилизации отходов производства[8].

 

Материалы «Ходатайства (Декларации о намерениях)» рассматриваются в Межведомственных комиссиях по вопросам местного самоуправления и административного территориального устройства Правительств субъектов Российской Федерации (РФ). Как правило, сокращенно подобные комиссии обозначаются аббревиатурой МВК. В составе комиссий по вопросам экологической составляющей инвестиционных проектов работают представители Территориальных Управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Правительства субъекта Федерации, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

 

В случае положительного рассмотрения инвестиционного проекта в МВК дается разрешение приступить к стадии разработки «Обоснования инвестиций» и производить проектно-изыскательские работы на площадке предполагаемого строительства.

 

На инвестиционной стадии по международным нормам предусматривается этап Preliminary Engineering и Basic Engineering (пп. 2.1, 2.2 таблицы 1). Требования документов по природоохранным мероприятиям этих этапов формулируются в соответствии с рекомендациями Всемирного банка, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). При некоторых различиях в требованиях этих институтов они принципиально не отличаются и базируются на общих подходах. Определяющим вопросом в этих требованиях является классификация намечаемого объекта по одной из категорий А, В, С в зависимости от значимости их последствий для окружающей среды.

 

Для категории «А» экологическая оценка (ЭО) необходима в полном объеме, поскольку виды воздействия могут быть «чрезвычайно разнообразны, а воздействие весьма серьезным». К категории «В» относятся проекты, виды воздействия которых могут носить «совершенно локальный» характер. К категории «С» относятся объекты, для которых в проведении ЭО «особой надобности нет», поскольку воздействие на окружающую среду вряд ли окажется значительным.

 

К примеру, к категории «А» относятся крупные промышленные объекты, порты, плотины, электростанции, оросительные системы и т.д. К категории «В» относятся сельскохозяйственные предприятия, линии электропередач, системы водоснабжения и канализации в сельской местности, оросительные системы и т.д. К категории «С» относятся проекты в области образования, здравоохранения, питания, планирования семьи и т.д.

 

Экологическое сопровождение инвестиционных проектов по российским нормам детально и профессионально изложено в рекомендациях разработанных ГП «ЦЕНТРИНВЕСТПРОЕКТ» [9-11]. Перечень требований к содержанию материалов по охране окружающей среды конк

ретизирован по этапам инвестиционного проекта.

 

На этапе «Обоснование инвестиций» требуется выполнить «Оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС)». На этапе «Технико-экономическое обоснование (Утверждаемый проект)» необходимо выполнение раздела «Охрана окружающей среды (ООС)». На производственной стадии инвестиционного проекта предусматривается разработка системы экологического мониторинга окружающей природной среды.

 

При разработке раздела ОВОС необходимо выполнить оценку современного состояния окружающей среды, ориентировочную количественную оценку воздействия объекта на окружающую среду по каждому варианту функционирования и размещения предприятия, эколого-экономическую оценку инвестиций в строительство, выбор варианта функционирования и размещения объекта с эколого-экономической позиции, рекомендации по разработке ООС.

 

Раздел ООС технико-экономического обоснования должен содержать комплекс предложений по рациональному использованию природных ресурсов при осуществлении намечаемой хозяйственной деятельности, а также должны быть разработаны технические решения по предупреждению негативного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду. В составе ООС выполняются следующие разделы: охрана атмосферного воздуха от загрязнения, охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения, охрана и рациональное использование земель при строительстве объекта, эколого-экономическая эффективность строительства объекта, поддержание санитарно-гигиенических условий жизни и здоровья населения, охрана растительного и животного мира.

 

Характерной особенностью требований по охране окружающей среды при разработке документации для инвестиционных проектов в РФ является то, что весь перечень требований и комплект документации должен быть выполнен для любого объекта, вне зависимости от его технологической сложности, объема капитальных вложений, уровня воздействия на окружающую среду.

 

Согласно закону «Об экологической экспертизе» [12] конкретные инвестиционные проекты создания предприятий приравнены по требованиям проведения Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) к проектам генеральной застройки городов, схем развития отраслей народного хозяйства РФ, проектам государственных и целевых программ РФ и т.п. При этом любые проекты подлежат помимо государственной экологической экспертизы еще и общественной экологической экспертизе (ОЭЭ), порядок проведения и содержание которой изложены как в законе, так и в соответствующих ведомственных документах.

 

Надо отметить, что результаты ОЭЭ не являются документом, имеющим юридическую силу и обязательным для исполнения. Результаты ОЭЭ рассматриваются при проведении ГЭЭ и «Вневедомственной экспертизы» при Госстрое РФ и носят рекомендательный характер. Поэтому в зависимости от подхода при проведении ГЭЭ и «Вневедомственной экспертизы» общественное мнение, выраженное в материалах ОЭЭ, учитывается на усмотрение комиссии ГЭЭ и МВК.

 

На этапах «Detailed Engineering» (п.2.3 таблицы 1) и «Рабочая документация» (п.5.3 таблицы 1) выполнение экологических экспертиз не предусматривается.

 

На производственной стадии (пп.3 и 6 таблицы 1), как по международным нормам, так и по российским законам предусмотрена система экологического мониторинга окружающей среды. Выполняется мониторинг хозяйственной деятельности (наблюдения за объектами и предприятиями, расположенными в зоне влияния предполагаемого к размещению объекта), мониторинг состояния природной среды (наблюдение за состоянием отдельных компонентов природной среды, за развитием опасных природно-техногенных процессов в зоне влияния объекта), мониторинг социально-экологической обстановки (медико-биологическое состояние населения, санитарно-эпидемиологическое состояние территории, комфортность проживания, миграция населения).

 

В таблице 2 приведена информация по основным отличиям международных и российских подходов при проведении экологических экспертиз

 

 

Таблица 2.

 

№ п/п

 

Международные подходы

 

Российские подходы

 

1.

 

Требования по соблюдению в инвестиционных проектах мероприятий по охране окружающей среды формулируются кредиторами (Всемирным банком, МБРР, ЕБРР)

 

Требования по соблюдению в инвестиционных проектах мероприятий по охране окружающей среды формулируются государственными органами.

 

2.

 

На прединвестиционной стадии и начальных этапах инвестиционной стадии производится классификация проектов по степени возможного воздействия на окружающую среду и определяется необходимость выполнения экологической экспертизы для предполагаемого проекта.

 

Экологические экспертизы требуются для любого объекта вне зависимости от его технологической сложности, объема капитальных вложений, уровня воздействия на окружающую среду.

 

3.

 

В международных законодательных нормах в процедуре экологической экспертизы «принцип презумпции потенциальной экологической опасности» не используется.

 

В основе законодательных документов по процедурам экологических экспертиз введен «принцип презумпции потенциальной экологической опасности» намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

 

4.

 

Материалы экологических экспертиз рассматриваются кредиторами и инвесторами.

 

Материалы экологической экспертизы являются предметом рассмотрения государственных органов (а также МВК), по трехстадийной системе.

 

5.

 

В основе экологических экспертиз на прединвестиционной и инвестиционной стадиях заложены требования по инструментальному мониторингу окружающей среды и соответствии результатов национальным стандартам по охране окружающей среды.

 

В основе экологических экспертиз на прединвестиционной и инвестиционной стадиях исследования заложены расчетные методы, научный анализ, сопоставление с аналогами и прогнозные оценки.

 

6.

 

Экологические риски оцениваются кредиторами, инвесторами, собственниками и являются одним из оснований для принятия решения об инвестиционном проекте.

 

Экологические риски оцениваются государственными органами, которые и принимают решение о возможности реализации инвестиционного проекта по предприятиям любой формы собственности

 

 

Из представленных данных можно сделать вывод о существенных различиях в подходах к проведению экологических экспертиз по международным и российским нормам. Различия характеризуются тем, что российские нормы противоречат принципам «минимально необходимых требований, обеспечивающих экологическую безопасность» и «невозможность осуществления препятствий предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо».

 

В порядке общественного обсуждения путей технической реформы в РФ, определяемой законом «О техническом регулировании» [13], предложение по совершенствованию экологического законодательства могут быть сформулированы следующим образом:

 

1. Разработать технический регламент «О составе научно-технической документации инвестиционных проектов и этапах рассмотрения и утверждения в государственных органах РФ».

 

В данном документе название и содержание этапов инвестиционного проекта привести в соответствие с международными нормами:

 

1.1 Анализ экономической целесообразности

 

1.2 Предварительный инжиниринг

 

1.3 Базовый инжиниринг

 

1.4 Детальный инжиниринг

 

1.5 Технико-экономический доклад.

 

При определении содержания документов различных этапов необходимо делать различия для инвестиционных проектов различных уровней: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение. До сих пор требования были одинаковы.

 

2. Разработать технический регламент «О составе научно-технической документации и этапах государственной экологической экспертизы в РФ».

 

Этот документ должен быть максимально синхронизирован с международными нормами, в частности, с рекомендациями ЕБРР. Документ должен предусматривать градацию требований по экологии для инвестиционных проектов с разным уровнем воздействия на окружающую среду.

 

Весь процесс государственной экологической экспертизы разбить на этапы, синхронизированные с этапами инвестиционного проекта:

 

2.1 Обзор состояния окружающей среды (на этапе «Анализ экономической целесообразности»).

 

2.2 Предварительная оценка воздействия на окружающую среду – «ПредОВОС» (на этапе «Предварительный инжиниринг»).

 

2.3 Оценка воздействия на окружающую среду – «ОВОС» (на этапе «Базовый инжиниринг»).

 

2.4 Охрана окружающей среды – «ООС» (на этапе «Детальный инжиниринг»).

 

Этапы государственной экологической экспертизы 2.1 – 2.3 выполняются в соответствии с требованиями нормативных документов. Рассмотрение документов по пунктам 2.1 – 2.3 является внутренним делом инвесторов и кредиторов, которые самостоятельно оценивают экологические риски для бизнеса. Государство свое решение определяет по результатам ГЭЭ, проводимой на стадии «Детальный инжиниринг» (п.2.4) на основании готового проекта, соответствующего стадии «Рабочая документация».

 

Закон «О техническом регулировании» (статья 4.4) устанавливает приоритет международных договоров в области технического регулирования над российскими. Поэтому синхронизация этапов инвестиционного проекта и соответствующих процедур экологических экспертиз, а также приведение в соответствие с международными нормами требований по содержанию экологических экспертиз и процедур их осуществления, должны предшествовать всему процессу разработки технических регламентов в области промышленной и экологической безопасности.

 

 

 

Список литературы.

 

1. Е.П.КАРАВАЕВ. Промышленные инвестиционные проекты: теория и практика инжиниринга. – М.: МИСИС, 2001. – 299с.

 

2. В.А.АВДЕЕВ, В.М.ДРУЯН, Б.И.КУДРИН. Основы проектирования металлургических заводов: Справочное издание. – М.: Интермет Инжиниринг, 2002г. – 464 с. ил.ISBN5-89594-071-4.

 

3. В.А.ЗОРЕНКОВ. Управление проектами: Учебное пособие. - М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2005.-312 с.

 

4. Экологическая экспертиза: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений // Под ред. В.М.ПИТУЛЬКО. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.

 

5. СП 11-101-95. Порядок разработки, согласования и утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений». // ГП ЦЕНТРИНВЕСТпроект.– 1995.

 

6. СНиП 11-01-95 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. // Минстрой России, Постановление 18-64 от 30.06.1995. - ГП ЦЕНТРИНВЕСТпроект. – 1995.

 

7. Письмо Министерства строительства РФ от 13 марта 1997г. №9-4/31 «Об одобрении рекомендаций по формирования инвестиционного замысла (целей инвестирования) в строительстве предприятий, зданий и сооружений».

 

8. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Приложение к приказу Минприроды России от 29.12.95г. №539. - ГП ЦЕНТРИНВЕСТпроект. – 1995.

 

9. Практическое пособие к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений». // М.: ТОО «КАПТАЛ». 1998.

 

10. Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды». // ГП ЦЕНТРИНВЕСТпроект.– 1995.

 

11. Рекомендации по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов. Утверждены Госстроем России от 01.06.98 №9-10-17/28. // ГП ЦЕНТРИНВЕСТпроект.– 1998.

 

12. Федеральный закон «Об экологической экспертизе». // Собрание законодательства Российской Федерации N 48, 27.11.95, ст.4556.

 

13. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ. // Российская газета, №245, 31.12.2002.




designed by

Sagitta


ALCORUS ENGINEERING Ltd,
Copyright ©  2004-2019